Соцсеть "Одноклассники" в 2014 году заработала больше 4 млрд руб., продавая пользователям мелкие картинки. Этот вклад в общую выручку холдинга Mail.Ru Group превысил, в долевом выражении, 11%.
Гигантская социальная сеть, которая объединяет пользователей из многих стран, не берёт денег за регистрацию. Можно годами пользоваться основными сервисами сайта "Одноклассники" совершенно бесплатно. Но возникает вопрос, где берутся средства на поддержание мощной программной среды, которая ещё и активно развивается. Всё дело в бизнес-модели "фримиум".
Freemium (от англ. free — бесплатный и англ. premium — улучшенный, отличающийся более высоким качеством) — бизнес-модель, которая заключается в предложении воспользоваться компьютерной игрой, программным продуктом или услугой бесплатно, в то время как
- расширенная (улучшенная, премиум) версия продукта,
- дополнительная функциональность,
- особые сервисы,
- другие продукты, связанные с основным
предлагаются за дополнительную плату, на основе популярности основного бесплатного продукта.
О том, как социальная сеть "Одноклассники" (Oк.ru) на платных стикерах за год зарабатывает миллиарды рублей, пишет РБК. Только торговля подарками и наклейками, за которые платят пользователи, в 2014 году принесла соцсети больше 4 млрд руб. И это стало самой крупной статьей доходов соцсети. Второе место, по доходности, заняли игры, и лишь третье — реклама.
Соцсеть "Одноклассники" входит в холдинг Mail.Ru Group. Выручку соцсети холдинг отдельно не указывает. В отчете за 2014 год показатели Ok.ru объединены с результатами еще одной социальной сети Mail.Ru — "Мой мир". Обе соцсети принесли компании совокупную выручку в размере 12,4 млрд руб. Выручка всего холдинга Mail.Ru Group по итогам прошлого года составила 35,7 млрд руб., сообщает РБК. Получается, что более 11% совокупной выручки интернет-группы могли принести потребители подарочной продукции в соцсети "Одноклассники".
В соцсети есть собственная виртуальная валюта — "ОК". Приобрести "ОК" можно пакетами, оплачивая разными способами: через терминал, банковской картой, электронными деньгами или со счета мобильного. Один "ОК" стоит около 1 руб.: Порция из 50 "ОК", при оплате с карточки, терминала или с помощью электронных денег обойдется в 50 руб., а при списании с баланса на телефоне — 85 руб.
Виртуальную валюту соцсети можно не только купить, но и заработать. Социально-активные пользователи сети могут участвовать в акциях, направленных на популяризацию соцсети и, в качестве поощрения, получать на свой счёт в соцсети некоторое количество "Ок". Можно выполнять функции модератора фотографий, принять участие в конкурсе, быть администратором крупного сообщества, ... У кого нет времени и желания зарабатывать виртуальную валюту, тот покупает её за рубли, а после тратит её на подарки или оплачивает дополнительные функции.
Подарки в соцсети — это картинки с поздравлениям, смешными текстами и прочими надписями, иногда сопровождающиеся музыкой. В разделе "Популярное" подарки стоят от 2 до 25 "ОК". Подарки разбиты по тематически разделам, например "Любовь" или "Приколы". На такие стикеры цены повыше: например, подарок с зайцем и поздравлением с Днем святого Валентина обойдется в 85 "ОК", а "Бобер позитива" или "Крутой перец" из "Приколов" — в 35 "ОК". Подарки с музыкой чуть дороже — около 45 "ОК". Кроме того, есть возможность оплатить режим "Всё включено" и в течение суток дарить стикеры без ограничений.
Например, соцсеть "ВКонтакте" не использует виртуальную валюту и указывает цены в рублях: стандартная стоимость подарка — 21 руб. Какую долю выручки дают подарки, соцсеть не раскрывает. Выручка "ВКонтакте" в 2014 году составила 4,3 млрд руб. выручки, EBITDA — 1,6 млрд руб. Основные статьи доходов "ВКонтакте" — игры и реклама.
Много лет соцсети "Одноклассники" и "ВКонтакте" конкурировали. Но в сентябре 2014 года интернет-компания Mail.Ru Group стала единственным владельцем социальной сети "ВКонтакте", выкупив 48% акций у фонда UCP. Сумма сделки составила $1,47 млрд. Как сообщило издание ГАЗЕТА.РУ, по условиям сделки Mail.Ru, фонд UCP и Павел Дуров отказались от взаимных судебных претензий. Эксперты назвали консолидацию соцсети в руках Mail.Ru ожидаемой и предсказали тогда, что сделка позитивно скажется на её монетизации.
РБК напоминает, что продажа виртуальных подарков практикуется во многих соцсетях. Например, мобильный мессенджер Line в 2013 году объявил, что ежемесячно получает $10 млн от продажи стикеров. На тот момент это приложение набрало 230 млн загрузок во всем мире. Компания продолжает развивать это направление: в апреле 2015 года Line Corporation запустила наклейки со звуком. Например, пакет из 24 подарков с записями Пола Маккартни (набор Chat with Paul McCartney) стоит $1,99. Line управляется японской Line Corp., "дочкой" южнокорейской компании Naver Corporation, и популярен в Азии.